Динамика зависимости в романтических отношениях

Зависимость – сложное психологическое явление, которое проявляется в различных формах внутри романтических отношений. Она может быть представлена как спектр, начиная от здоровой взаимозависимости до патологической взаимозависимости, при которой часто наблюдаются чрезмерные эмоции ревности и беспокойства при разлуке с партнером.

Корни зависимости: перспектива теории привязанности

Теория привязанности дает ценную модель для понимания развития корней зависимости внутри романтических отношений. Согласно этой точке зрения, ранние взаимодействия между младенцами и их основными опекунами формируют у человека стиль привязанности, который, в свою очередь, влияет на его поведение во взрослых романтических отношениях (Боулби, 1969). Человек с безопасной привязанностью имеет тенденцию развивать здоровую взаимозависимость со своим партнером, тогда как люди с тревожным или избегающим стилем привязанности могут проявлять более высокую степень зависимости.

Тревожно-преодолевающий стиль привязанности характеризуется сильной тягой к близости и уверенности со стороны своего партнера (Микулинсер & Шавер, 2016). Люди с таким типом привязанности часто испытывают повышенную ревность, когда их партнер отсутствует или проявляет интерес к другим. Они также могут испытывать чрезмерное беспокойство по поводу стабильности своих отношений и бояться одиночества.

Роль самооценки в динамике зависимости

Самооценка участвует в развитии и поддержании зависимости внутри романтических отношений (Баумейстер и др., 2003). Люди с низкой самооценкой могут сильно полагаться на своего партнера для поддержки, уверенности и рекомендаций. Это зависимость может проявляться в ревности, когда их партнер проявляет интерес к другим или беспокойстве о стабильности отношений.

С другой стороны, люди с высокой самооценкой чаще демонстрируют здоровую взаимозависимость внутри романтических отношений (Баумейстер и др., 1993). Они имеют сильное чувство собственного достоинства и независимости, но при этом ценят эмоциональную связь с партнером.

Влияние социального обучения на динамику зависимости

Согласно теории социального обучения, люди учатся поведению через наблюдение, подражание и подкрепление (Бандура, 1977). В романтических отношениях зависимость может быть выучена путем наблюдения за поведением родителей или других значимых людей. Например, если человек рос в семье, где один из родителей был чрезмерно зависим от другого, он может усвоить эту модель как нормальную и воспроизвести ее в своих отношениях (Бандура и др., 1963).

Кроме того, подкрепление участвует в поддержании зависимости. Если партнер положительно реагирует на проявления ревности или беспокойства, это поведение может быть еще больше усилено и поддерживаться в отношениях (Бандура и др., 1963).

Стратегии преодоления зависимости: когнитивно-поведенческий подход

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) предлагает эффективный способ решения проблем с зависимостью в романтических отношениях. Этот терапевтический метод фокусируется на выявлении и изменении неадекватных мыслей, убеждений и поведения, которые способствуют чрезмерной ревности или беспокойству при разлуке с партнером (Беккер и др., 2017).

КПТ может содержать такие методы когнитивного перестройки, как попытки бросить вызов негативным мыслям, связанным с опасениями по поводу отчуждения или чувства собственной неполноценности. Поведенческие эксперименты, такие как постепенное увеличение времени, проведенного в отсутствие партнера, могут также помочь людям развить большую независимость и чувство самостоятельности (Беккер и др., 2017).

Кроме того, КПТ может включать обучение навыкам общения для повышения уверенности в себе и эффективного выражения своих потребностей и проблем в отношениях (Беккер и др., 2017). Это может помочь людям лучше понимать свои партнеров и создавать более глубокую связь между ними.