Дихотомия тревоги и печали при публичных выступлениях: психологическое исследование

Тревога при публичных выступлениях – распространенный страх, который испытывают многие люди, когда сталкиваются с перспективой выступать перед аудиторией. Это явление можно объяснить различными психологическими факторами, включая социальную оценку, цели самопрезентации и когнитивные оценки ожиданий от исполнения (McCroskey & Teaff, 1976). Однако существует другая сторона этого страха, которая часто остается незамеченной – печаль, связанная с публичными выступлениями.

Страшная сторона: социальные оценки и цели самопрезентации

Стресс при публичных выступлениях часто коренится в социальных оценках, которые относятся к страху быть оцененным или оцениваемым другими людьми (Leary & Kowalski, 1990). Это беспокойство может усилиться, когда выступающий считает себя некомпетентным или неопытным в своей теме. Кроме того, цели самопрезентации участвуют в стрессе при публичных выступлениях, где люди стараются позитивно представить себя и избежать негативных оценок (Schlenker & Leary, 1982).

Когнитивные оценки ожиданий: роль уверенности в себе

Другой фактор, который способствует страшной стороне стресса при публичных выступлениях, – это когнитивные оценки ожиданий. Люди с низкой уверенностью в себе или верой в свои возможности хорошо работать под давлением (Bandura, 1977) чаще испытывают повышенный уровень тревоги при столкновении с задачей публичного выступления. Наоборот, те, кто обладает высокой уверенностью в себе, подходят к ситуации с доверием и рассматривают ее как возможность для роста, а не как угрозу (Schunk & Pajares, 2009).

Печальная сторона: эффект Эйвона из книги Винни-Пуха

Хотя стресс при публичных выступлениях часто связан с тревогой и избегающими поведениями, существует другая сторона этого явления, которая содержит чувства печали. Эту сторону можно сравнить с персонажем книги Винни-Пуха по имени Эйвон – осликом, который испытывает постоянную меланхолию, несмотря на свои попытки найти радость в жизни (Milne, 1926). Печальная сторона стресса при публичных выступлениях может быть связана с различными факторами, включая страх отрицательной оценки и цели самопрезентации.

Роль негативной оценки: аффективный компонент печали

Негативная оценка со стороны других людей может внести значительный вклад в чувства печали у людей, испытывающих стресс при публичных выступлениях (Leary & Kowalski, 1990). Это потому, что негативные отзывы или критика могут восприниматься как отражение собственной самооценки и компетентности. Таким образом, страх получить отрицательную оценку может привести к чувствам печали и разочарования в себе.

Цели самопрезентации: погоня за одобрением

Подобным образом цели самопрезентации играют роль в печальной стороне стресса при публичных выступлениях (Schlenker & Leary, 1982). Люди могут стараться позитивно представить себя и избежать негативных оценок, но когда сталкиваются с критикой или отказом, они могут испытывать чувства печали и разочарования. Это может быть особенно сложно для людей, которые придают большое значение общественному признанию и принятию (Baumeister & Leary, 1995).

Когнитивные оценки ожиданий: роль уверенности в себе в печали

Как и со страшной стороной стресса при публичных выступлениях, когнитивные оценки ожиданий также играют роль в печальной стороне этого явления. Люди с низкой уверенностью в себе могут быть более подвержены чувствам печали, когда сталкиваются с негативной оценкой или критикой (Bandura, 1977). Это потому, что они воспринимают себя как некомпетентных и неспособных эффективно выполнить свои задачи.

Управление стрессовой реакцией при публичных выступлениях: стратегии преодоления страха и печали

Чтобы эффективно справиться со стрессом при публичных выступлениях, люди могут использовать различные стратегии, которые направлены как на страшную, так и на печальную сторону этого явления. К ним относятся когнитивные методы перестройки мышления и убеждений (Clark & Wells, 1995), экспозиционная терапия для постепенного преодоления боязни (Öst, 2008) и мероприятия по повышению уверенности в себе, которые фокусируются на развитии уверенности в своих силах и способностях (Bandura, 1977).