Эмоциональная регуляция и самоконтроль в психологической перспективе
Эмоциональная регуляция, также известная как эмоциональный контроль или аффективное саморегулирование, относится к способности человека влиять на те эмоции, которые он испытывает в данный момент времени, когда они возникают и то, как эти эмоции выражаются. Это важнейший аспект психологического благополучия, который позволяет людям эффективно ориентироваться в социальной среде.
Определение и теоретические основы
Эмоциональная регуляция – это многогранный конструкт, включающий как сознательные, так и бессознательные процессы, связанные с управлением эмоциями (Гросс & Томпсон, 2007). Она предполагает модуляцию собственных чувств или чувств других людей для достижения определенных целей. Теоретические основы понимания эмоциональной регуляции содержат:
-
Модель процесса Джеймса Гросса (2007): эта модель предполагает, что люди могут использовать различные стратегии в разных точках эмоционального эпизода, такие как выбор ситуации, направление внимания, когнитивные изменения и модуляция ответов.
-
Теория двойственного процесса: эта теория предполагает два различных системы для регулирования эмоций – автоматическую систему (Система 1), которая работает бессознательно и быстро, и контролируемую систему (Система 2), которая включает сознательные усилия и целенаправленное управление эмоциями (Окснер & Гросс, 2009).
-
Теория оценки: эта теория подчеркивает роль когнитивных оценок в регулировании эмоций, предполагая, что люди могут изменить свои эмоциональные реакции, меняя то, как они интерпретируют или оценивают ситуацию (Лазарус, 1991).
Эмпирические данные и практические применения
Исследование продемонстрировало различные факторы, влияющие на способность человека эффективно регулировать свои эмоции. К ним относятся:
-
Личностные черты: исследования показали, что люди с высокой самодисциплиной или добросовестностью обычно лучше контролируют свои эмоции (Танни & Баумейстер & Буун, 2004).
-
Когнитивная переоценка: эта стратегия предполагает изменение интерпретации ситуации для того, чтобы изменить ее эмоциональное воздействие и была показана как эффективный способ снижения негативных аффективных состояний (Гросс, 1998).
-
Медитация осознанности: исследования показывают, что медитация осознанности может улучшить регулирование эмоций за счет повышения осведомленности о своих мыслях и чувствах без суждения или реакции (Кенг, Смоски & Робинс, 2011).
-
Эмоциональный интеллект: люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше распознают свои собственные эмоции и чувства других людей, что способствует регулированию эмоций и самоконтролю (Саловей & Майер, 1990).
Будущие направления исследований
Несмотря на обширные исследования в области эмоциональной регуляции, есть еще многое, что нужно узнать о сложной структуре этого конструкта. Будущие направления содержат:
-
Продолжительные исследования: изучение того, как навыки регулирования эмоций развиваются с течением времени и их влияние на психологический комфорт в течение жизни.
-
Культурные различия: изучение межкультурных различий в стратегиях регулирования эмоций, поскольку культурные нормы могут влиять на то, какие методы более распространены или эффективны (Мацумото & Хванг, 2013).
-
Нейробиологические механизмы: дальнейшие исследования нейробиологических механизмов регулирования эмоций и того, как они взаимодействуют с когнитивными процессами для облегчения самоконтроля.
— Психология социальной изоляции: стратегии построения значимых связей
— Влияние детских психотравмирующих переживаний на развитие и стратегии эффективного вмешательства
— Исследование самооценки и формирования личности через арт-терапию