Формирование чувства собственной значимости
Чувство собственной значимости, также известное как самооценка или личностная ценность, представляет собой субъективную оценку человеком своей достойности и ценности. Оно содержит убеждение человека в своих способностях, навыках и общем чувстве личного значения. Формирование чувства собственной значимости начинается в раннем возрасте и продолжается в течение всей жизни.
Раннее детство
Основа для формирования чувства собственной значимости закладывается в первые годы жизни, когда ребенок начинает формировать свое представление о себе и узнавать себя по отношению к другим людям. В раннем детстве дети чрезвычайно чувствительны к обратной связи со стороны родителей, опекунов и сверстников. Позитивное подкрепление и поощрение могут способствовать развитию чувства собственной компетентности и значимости, в то время как негативные переживания могут привести к сомнениям или неуверенности.
Теория привязанности: стили привязанности Боулби
Английский психолог Джон Боулби предположил, что качество ранних отношений между ребенком и его основными опекунами существенно влияет на дальнейшее развитие чувства собственной значимости. Ребенок с безопасной привязанностью имеет сильное чувство собственной значимости, поскольку он чувствует себя ценным и поддерживаемым своими опекунами. В противоположность этому, ребенок с небезопасной привязанностью может бороться с чувствами никчемности или низкой самооценки из-за непоследовательного или безучастного отношения опекунов.
Теория социальных сравнений: процессы социальной сравнительности Финстера
Леонард Финстер ввел понятие теории социальных сравнений, которая утверждает, что люди оценивают свои собственные способности и мнения, сравнивая себя с другими людьми. Этот процесс начинается в раннем детстве, когда дети наблюдают за сверстниками, братьями или сестрами, а также родителями. Позитивное сопоставление может повысить чувство собственной значимости, тогда как негативные сопоставления могут привести к ощущению своей неполноценности или низкой самооценки.
Когнитивное развитие: теория когнитивного развития Пиаже
Жан Пиаж предложил теорию когнитивного развития, которая описывает стадии, через которые проходят дети при получении знаний и понимания себя и окружающего мира. В течение этих этапов дети развивают чувство автономии и компетентности, что способствует формированию чувства собственной значимости. Например, на стадии предоперационного мышления (от 2 до 7 лет) дети начинают использовать язык и символы для представления объектов и идей, что позволяет им выражать свои мысли и чувства о себе более эффективно.
Подростковый возраст: теория психосоциального развития Эриксона
Эрик Эриксон предложил теорию психосоциального развития, которая описывает восемь стадий, через которые проходят люди от младенчества до позднего возраста. Пятая стадия, приходящаяся на подростковый период (от 12 до 18 лет), фокусируется на идентичности против путаницы ролей. В этот период подросток исследует различные роли и идентичности в попытке сформировать чувство собственной значимости, соответствующее его ценностям и убеждениям. Успешное преодоление этой стадии приводит к развитию сильного чувства собственной значимости, тогда как неудача может привести к ощущению неопределенности или низкой самооценки.
Взрослый возраст: теория самодетерминации
Теория самодетерминации (SDT), разработанная психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном, подчеркивает важность автономии, компетентности и взаимосвязи для развития внутренней мотивации и благополучия. В зрелом возрасте люди, которые ощущают контроль над своей жизнью, чувствуют себя компетентными в своих способностях и имеют значимые отношения с другими людьми, более вероятно развивают сильное чувство собственной значимости. В то время как неудача может привести к ощущению неопределенности или низкой самооценки.
— Психологические основы повторных встреч с манипуляторами
— «Обращение к чувству вины: сказкотерапевтический подход
— Психология жизни в настоящем моменте: стратегии преодоления будущих тревог
— Конфликт: понимание его формул и концепций
— Преодоление страха перемен