Формирование привычек и изменений поведения в спортивной подготовке

Привычка — это глубоко укоренившееся поведение, которое стало автоматическим благодаря повторению. С другой стороны, поведением называют действия или реакции человека на внешние раздражители. В спортивной подготовке привычки участвуют в формировании успеха спортсмена и его общего результата.

Формирование привычек: роль повторения и подкрепления

Процесс формирования привычки содержит повторение определенного поведения в ответ на постоянные сигналы или раздражители. Это повторение приводит к развитию нейронных путей, которые со временем становятся более эффективными, что приводит к автоматизму (Lally et al., 2010). В спортивной подготовке спортсменам часто помогают установленные привычки, поскольку они обеспечивают структуру и последовательность тренировок.

Подкрепление — еще один важный фактор в формировании привычек. Позитивное подкрепление происходит тогда, когда поведение ведет к желаемому результату или вознаграждению (Skinner, 1953). Например, тренер может похвалить спортсмена после успешного выполнения упражнения на тренировке. Это положительный отзыв укрепляет нейронные пути, связанные с конкретным поведением, и повышает вероятность того, что оно станет привычкой.

Причины формирования привычек в спортивной подготовке

Ряд факторов способствуют формированию привычек в спортивной подготовке, включая:

  1. Последовательность: Регулярные тренировки обеспечивают повторение и подкрепление, необходимые для установления привычки (Lally et al., 2010).
  2. Определенность сигналов: Четко определенные сигналы или раздражители помогают спортсменам ассоциировать конкретное поведение с конкретными ситуациями или условиями (Wood & Rünger, 2016). Например, баскетболист может привыкнуть выполнять броски после каждой тренировки.
  3. Социальное влияние: Тренеры и товарищи по команде могут оказывать влияние на формирование привычек спортсменов посредством моделирования или предоставления обратной связи (Bandura, 1977; Deci & Ryan, 2008).
  4. Самоэффективность: Спортсмены с высокой самоэффективностью чаще участвуют в поведении, которое ведет к формированию привычек, поскольку они верят в свои возможности (Bandura, 1977).
  5. Целевая ориентация: Постановка конкретных и сложных целей может мотивировать спортсменов на формирование привычек, которые помогают им достичь этих целей (Locke & Latham, 1990).

Проблемы, связанные с установленными привычками в спортивной подготовке

Хотя установленные привычки обычно полезны для спортсменов, они также могут вызвать определенные проблемы:

  1. Ригидность и негибкость: После того как привычка сформировалась, ее сложно изменить или заменить поведение в случае необходимости (Wood & Neal, 2007). Эта ригидность может препятствовать спортсмену адаптироваться к новым ситуациям или методикам.
  2. Чрезмерная зависимость от привычек: Спортсмены, которые слишком полагаются на установленные привычки, могут испытывать трудности в нестандартных ситуациях, когда необходимо критически мыслить и решать проблемы (Wood & Neal, 2007).
  3. Негативное подкрепление: В некоторых случаях спортсмены могут сформировать неадаптивные привычки в результате отрицательного подкрепления, например избегания боли или дискомфорта, связанных с определенными упражнениями (Skinner, 1953).
  4. Отсутствие творчества и спонтанности: Чрезмерная полагаемость на установленные привычки может ограничить способность спортсмена исследовать новые методы или подходы, которые могут повысить его результативность (Wood & Neal, 2007).

Изменения в привычном поведении во время спортивной подготовки

Спортсмены часто сталкиваются с изменениями в привычном поведении на протяжении карьеры по различным причинам:

  1. Смена тренеров: Изменение тренера может привести к пересмотру методик и техник, что заставляет спортсменов адаптироваться или сформировать новые привычки (Bandura, 1977).
  2. Восстановление после травмы: Спортсменам, восстанавливающимся после травмы, может потребоваться временно изменить или отказаться от установленных привычек в процессе реабилитации и восстановления силы (Wood & Neal, 2007).
  3. Платформа для достижения результатов: Когда спортсменам нужно преодолеть плато в развитии, они могут потребоваться изменить или усовершенствовать существующие привычки, чтобы прорваться на новый уровень (Locke & Latham, 1990).
  4. Психологические факторы: Спортсмены с психологическими проблемами могут сформировать неадаптивные привычки в качестве способа справиться со стрессом или беспокойством (Wood & Neal, 2007).