Миф о социальном отторжении и психологическое влияние на гениев

Понятие социального отторжения широко обсуждалось в психологии, особенно в отношении его влияния на людей с исключительными интеллектуальными способностями или гениев.

Исторические примеры: Отвергаемые обществом гении

На протяжении всей истории были многочисленные случаи, когда люди с выдающимися интеллектуальными способностями сталкивались с отторжением со стороны общества. Некоторые примеры содержат Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона и Николу Теслу. Несмотря на их выдающиеся вклады в науку и технику, эти гении столкнулись с различными формами социального отторжения во время своей жизни.

Альберт Эйнштейн, например, первоначально считался «медлительным учеником» его учителями из-за его нетрадиционного подхода к обучению. Он также столкнулся с критикой со стороны научного сообщества, когда предложил свои революционные теории относительно и квантовой механики. Точно так же Исаак Ньютон подвергался насмешкам во время учебы в школе из-за его интенсивного сосредоточения на математике и науке, а не общении с одноклассниками. Никола Тесла был еще одним гением, который столкнулся с отторжением; несмотря на его значительный вклад в электротехнику и разработку систем переменного тока (АС), он столкнулся с финансовыми трудностями и боролся за признание своей работы при жизни.

Теоретические основы: Понимание социального отторжения у гениев

Чтобы лучше понять, как социальное отторжение влияет на гениев, важно рассмотреть теоретические основы, которые объясняют это явление. Одной из таких основ является «Теория социальной идентичности», которая утверждает, что люди черпают чувство собственного достоинства из своих групповых принадлежностей и сравнений с другими людьми в этих группах (Таджфел & Тернер, 1978). В этом контексте гении могут испытывать социальное отторжение из-за предполагаемых различий между ними и большинством общества.

Другая соответствующая теоретическая основа — «Теория самодетерминации» (Deci & Ryan, 2000), которая подчеркивает важность автономии, компетентности и связанности в развитии внутренней мотивации и психологического благополучия. Гении, которые сталкиваются с социальным отторжением, могут испытывать трудности с удовлетворением этих потребностей, что приводит к негативному влиянию на их психическое здоровье.

Эмпирические исследования: Психологическое воздействие социального отторжения на гениев

Многие эмпирические исследования изучали психологический эффект социального отторжения на гениев. Например, исследование Баумейстера и др. (2005) показало, что люди, которые испытывали социальную изоляцию, демонстрировали повышенный уровень агрессии и враждебности по сравнению с теми, кто не подвергался такому отчуждению. Этот вывод указывает на то, что социальное отторжение может иметь значительные негативные последствия для психического здоровья гениев.

Другое исследование Айзенбергера и др. (2003) изучало нейробиологические корреляты социальной боли в ответ на социальную изоляцию и обнаружило, что при этом активировались области мозга, связанные с физической болью. Этот вывод указывает на тесную связь между социальным отторжением и психологическим дистресом, которая может быть особенно актуальной для гениев, которые сталкиваются с такими трудностями в течение всей своей жизни.