Многогранная природа самооценки в психологическом аспекте
Самооценка – это субъективная оценка собственной ценности или значимости как человека (Баумейстер и др., 2003). Она является частью нашей психологической структуры, влияя на различные аспекты нашей жизни, такие как эмоции, поведение и межличностные отношения.
Теоретические взгляды на самооценку
Самооценка изучалась широко в разных теоретических рамках, включая психоанализ (Фрейд), гуманистическую перспективу (Роджерс) и социально- когнитивную теорию (Бандура). Эти взгляды дают различные представления о факторах, влияющих на самооценку.
Психоаналитическая точка зрения: взгляд Фрейда на самооценку основывается на его концепции эго, которое представляет собой наше осознанное чувство идентичности и агентства (Фрейд, 1923). По мнению Фрейда, развитие здорового эго зависит от разрешения конфликтов между Ид (подразумеваются бессознательные желания) и Супер-Эго (внутренние нормы общества), что приводит к сбалансированной самооценке.
Гуманистическая перспектива: подход Роджерса уделяет особое внимание безусловному положительному отношению, которое означает принятие себя без суждения или условий (Роджерс, 1959). Это приемлемость создает среду, где люди могут развить здоровую самооценку на основе собственного опыта и восприятия.
Социально- когнитивная точка зрения: теория Бандуры социальной когниции полагает, что самоэффективность (вера в свою способность добиться успеха) участвует в формировании самооценки (Бандура, 1977). Люди с высокой самоэффективностью с большей вероятностью будут иметь более высокую самооценку, поскольку они воспринимают себя способными преодолевать трудности.
Факторы, влияющие на самооценку: многомерный подход
Самооценка зависит от различных факторов, которые можно разделить на три основных измерения: индивидуальное, межличностное и социальное (Баумейстер и др., 2003). Эти измерения взаимодействуют друг с другом, формируя индивидуальную самооценку.
Индивидуальные факторы: индивидуальные различия в чертах личности, такие как невротизм или экстраверсия, могут повлиять на самооценку (Кosta & McCrae, 198). Например, люди с высоким уровнем невротизма могут испытывать более низкую самооценку из-за их тенденции к отрицательным эмоциям и беспокойству.
Межличностные факторы: взаимодействия с значимыми другими людьми, такими как родители или сверстники, могут повлиять на самооценку (Баумейстер и др., 2003). Например, воспитание, характеризующееся теплотой и поддержкой, связано с более высоким уровнем самооценки у детей.
Социальные факторы: социокультурное влияние, такое как представление о идеальных типах тела или стандартах красоты, может повлиять на самооценку (Гроган, 2017). Например, воздействие нереалистичных стандартов красоты может привести к снижению самооценки у людей, которые не соответствуют этим стандартам.
Роль самооценки в психологическом благополучии: последствия для психического здоровья и межличностных отношений
Самооценка участвует в психологическом благополучии, влияя на различные аспекты, такие как психическое здоровье и межличностные отношения (Баумейстер и др., 2003). Низкая самооценка связана с развитием депрессии или тревожных расстройств (Орт & Робинс, 2017), в то время как высокая самооценка связана с лучшими механизмами адаптации и устойчивостью.
Межличностные отношения также зависят от уровня самооценки. Более высокий уровень самооценки связан с более удовлетворительными романтическими отношениями (Микулинцер & Шавер, 2016), тогда как низкая самооценка может привести к трудностям в формировании и поддержании близких связей с другими людьми.
— Добавить свой отзыв
— Психологическая бесплодность и ее основные причины
— Влияние родительского самоуважения на судьбу детей