Понимание и управление стрессом с точки зрения психологии
Стресс – это распространенный опыт, который влияет на людей во многих аспектах их жизни. Он может быть определен как психологическая и физиологическая реакция на воспринимаемые угрозы или требования, которые могут возникать из внутренних или внешних источников (Лазарус & Фолокман, 1984). Стресс возникает тогда, когда существует разница между ожиданиями человека и его реальным опытом.
Теоретические взгляды на стресс
Есть несколько теоретических взглядов, которые были предложены для объяснения того, как стресс влияет на людей, включая когнитивную оценку (Лазарус & Фолокман, 1984), трансакционную модель стресса и преодоления (Лазарус & Фолокман, 1984) и модель диатеза-стресс (Монро, 2005). Эти взгляды подчеркивают роль когнитивных процессов в определении того, как люди воспринимают и реагируют на стрессовые ситуации.
Когнитивная оценка утверждает, что важную роль в определении эмоциональной реакции человека играет его оценка или оценка ситуации (Лазарус & Фолокман, 1984). Эта теория предполагает, что существует два этапа когнитивной оценки: первичный и вторичный. Первичное оценивание содержит оценку того, представляет ли собой событие угрозу или вред для благополучия человека, а вторичная оценка фокусируется на оценке имеющихся ресурсов для преодоления стресса (Лазарус & Фолокман, 1984).
Трансакционная модель стресса и преодоления также подчеркивает когнитивные процессы в понимании того, как люди реагируют на стресс. Эта точка зрения рассматривает стресс как динамический процесс, который включает взаимодействие человека и его окружения (Лазарус & Фолокман, 1984). Модель предполагает, что оценки людей по поводу стрессовых ситуаций зависят от личных факторов, таких как убеждения, ценности и цели, а также ситуационных факторов, таких как социальная поддержка и имеющиеся ресурсы для преодоления стресса.
Модель диатеза-стресс предполагает, что уязвимость или предрасположенность человека (диатез) взаимодействует с стрессовыми факторами окружающей среды, чтобы вызвать психологический дисбаланс (Монро, 2005). Эта точка зрения предполагает, что люди с более высоким уровнем уязвимости чаще испытывают негативные последствия при воздействии стресса.
Стратегии преодоления стрессовых ситуаций
Есть различные стратегии преодоления, которые люди могут использовать для эффективного управления стрессом, включая ориентированные на проблему и ориентированные на эмоции способы преодоления (Лазарус & Фолокман, 1984). Способы преодоления, ориентированные на проблемы, предполагают принятие мер для непосредственного решения проблемы или поиска информации о том, как с ней справиться. Примеры способов преодоления, ориентированных на проблему, содержат управление временем и постановку целей.
Способы преодоления, ориентированные на эмоции, фокусируются на регулировании эмоциональной реакции человека на стрессовые ситуации вместо изменения самой ситуации (Лазарус & Фолокман, 1984). Примеры способов преодоления, ориентированных на эмоции, содержат поиск социальной поддержки и использование релаксационных методов.
Медитация осознанности также оказалась эффективным способом управления стрессом (Кебат-Зинн, 2003). Осознанность предполагает внимательное отношение к настоящему моменту без суждения или реактивности, что может помочь людям лучше осознавать свои мысли и эмоции в ответ на стрессовые ситуации.
Конструктивная переработка также является эффективной техникой для преодоления стресса (Бек, 1976). Этот подход предполагает выявление и оспаривание негативных мыслей или убеждений о себе или ситуации, что может помочь людям развить более адаптивные способы мышления.
Самосострадание также является важным аспектом преодоления стресса (Нефф, 2003). Самосострадание предполагает отношение к себе с добротой и пониманием при возникновении трудных эмоций или столкновения с проблемами. Этот подход может помочь людям развить более положительное представление о себе и уменьшить влияние негативных мыслей на их благополучие.
— Раскрытие внутренней силы через воссоединение с вашим Внутренним Ребенком
— Длительное влияние детской эмоциональной травмы на психологию взрослых
— Психологическая динамика за Посмотри на других