Понимание психологических аспектов выгорания: симптомы, факторы и причины
Выгорание – сложное явление, характеризующееся хроническим стрессом, ведущим к умственному и физическому истощению. Оно может проявляться в виде психосоматических симптомов, таких как головные боли или расстройства желудочно-кишечного тракта. Переживание выгорания различается среди людей, но обычно включает чувство отстраненности, цинизма и снижения профессиональной эффективности.
В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» (DSM-5) выгорание определяется как явление на рабочем месте, которое является результатом неэффективного управления хроническим стрессом. Оно характеризуется тремя аспектами: эмоциональным истощением или дезориентацией энергии, часто приводящими к усталости и снижению мотивации заниматься деятельностью вне рабочей среды.
Второй аспект содержит деперсонализацию или цинизм по отношению к своей работе, коллегам или клиентам. Это может привести к ощущению отстраненности от других и отсутствию эмпатии к их переживаниям. Деперсонализация также может проявляться в виде негативного отношения к рабочим задачам или снижения интереса к предмету.
Третий аспект характеризуется чувством уменьшенной личной самореализации или эффективности, что означает восприятие человека своей способностью эффективно работать на работе. Это может быть результатом недостаточного признания за их усилиями и достижениями и может привести к снижению самооценки и уверенности в профессиональных способностях.
Несколько факторов способствуют развитию выгорания, включая высокие требования к работе, низкий контроль над работой и недостаточную социальную поддержку на рабочем месте. Требования к работе относятся к количеству усилий, необходимых для выполнения ожиданий или завершения задач в определенный промежуток времени. Высокие требования к работе могут привести к повышению уровня стресса и истощению, если они не сбалансированы адекватными ресурсами, такими как автономия или полномочия в принятии решений (контроль над работой).
Низкий контроль над работой относится к способности человека влиять на свою рабочую среду, включая темп работы, распределение задач и процессы принятия решений. Отсутствие контроля над работой может привести к чувству беспомощности и разочарования, которые могут усиливать уровень стресса и повышать риск выгорания.
Недостаточная социальная поддержка на рабочем месте относится к отсутствию эмоциональной или инструментальной помощи со стороны коллег или руководителей. Социальная поддержка смягчает негативные последствия требований к работе, предоставляя людям ресурсы, такие как советы, поощрение или практическая помощь в выполнении задач. Отсутствие социальной поддержки может усиливать чувство изоляции и стресса, повышая риск выгорания.
Другие факторы, способствующие выгоранию, содержат дисбаланс между работой и личной жизнью, ролевой конфликт и черты личности, такие как перфекционизм или невротизм. Дисбаланс между работой и личной жизнью относится к неспособности человека эффективно управлять своим временем между обязанностями по работе и личными делами. Ролевой конфликт возникает, когда люди сталкиваются с противоречивыми ожиданиями из разных ролей, которые они занимают (например, сотрудник, родитель, опекун). Личностные черты, такие как перфекционизм или невротизм, могут увеличить риск выгорания путем повышения уровня самокритики и склонности к размышлениям над отрицательными переживаниями.
Причины выгорания многогранны и содержат взаимодействия между индивидуальными, рабочими и организационными факторами. Индивидуальные факторы содержат черты личности, такие как перфекционизм или невротизм, которые могут увеличить риск выгорания путем повышения уровня самокритики и склонности к размышлениям над отрицательными переживаниями. Рабочие факторы содержат высокие требования, низкий контроль и недостаточную социальную поддержку на рабочем месте. Организационные факторы содержат плохое руководство, отсутствие признания за достижениями или неподдерживающую корпоративную культуру, которая ценит производительность над благополучием сотрудников.
— Психологические основы гнева, ярости и агрессии
— Раскрытие подсознания через эффективный диалог
— Психологическое влияние замены учителей в образовательных учреждениях