Последствия и механизмы преодоления в детях, подвергающихся насилию
Детство часто считается наиболее формирующим периодом жизни человека. В это время дети очень восприимчивы к внешним воздействиям, которые могут сформировать их личность, поведение и общее психологическое благополучие. Одним из таких влияний, которое было подробно изучено в психологии, является насилие, особенно когда оно происходит в семейной среде.
Психологические последствия насилия для детей
Насилие в любой форме, будь то физическая или эмоциональная травма, имеет серьезные последствия для психического здоровья ребенка. Последствия не ограничиваются непосредственным последующим периодом, но распространяются и на взрослую жизнь. Исследования показывают, что дети, подвергающиеся насилию, часто проявляют симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), тревоги, депрессии и низкой самооценки.
Одним из важных аспектов психики ребенка, на котором влияет насилие, является его привязанность. Теория привязанности утверждает, что ранние взаимодействия с опекунами формируют индивидуальные ожидания относительно будущих отношений. Дети, подвергающиеся насилию, могут развивать неуверенную или дезорганизованную привязанность, что приводит к трудностям в формировании здоровых и доверительных связей в будущем.
Другой аспект – это развитие когнитивных схем о себе и других людях. Когнитивные теории предполагают, что дети, подвергающиеся насилию, усваивают негативные убеждения относительно собственной значимости и возможностей. Они также могут развить мировоззрение, в котором другие рассматриваются как ненадежные или потенциально опасные, что приводит к трудностям в формировании близких отношений с сверстниками и взрослыми.
Роль механизмов преодоления
Дети, подвергающиеся насилию, часто используют различные механизмы преодоления для того, чтобы справиться со своими переживаниями. Эти стратегии могут быть адаптивными или неадаптивными в зависимости от обстоятельств и ресурсов, доступных для поддержки. Некоторые распространенные механизмы преодоления содержат:
-
Эмоциональное подавление: Дети могут научиться подавлять свои эмоции как способ избежания дальнейшего вреда от жестоких опекунов. Это может привести к трудностям в выражении себя позже в жизни, особенно когда речь идет о формировании близких отношений с другими людьми.
-
Диссоциация: В ответ на травматические переживания дети могут диссоциировать или отделяться от своих эмоций и окружающей среды как способ преодоления. Хотя это может быть эффективной краткосрочной стратегией для управления стрессом, она также может привести к трудностям в формировании последовательных воспоминаний и сохранении концентрации внимания в будущем.
-
Постоянная бдительность: Дети, подвергающиеся насилию, могут развить повышенную бдительность как способ предвидения потенциальной угрозы со стороны окружающей среды. Это состояние повышенного внимания может быть полезным для выживания, но также может привести к трудностям с расслаблением и доверием в будущем.
-
Самообвинение: Некоторые дети, подвергающиеся насилию, внутренне принимают веру, что они ответственны за поведение опекуна, что приводит их к самоосуждению и склонности быть чрезмерно уступчивыми или покорными в будущих отношениях.
Физические последствия насильственных условий для развития ребенка
Помимо психологических последствий, дети, подвергающиеся насилию, могут также испытывать физические последствия, которые влияют на их общее развитие. Исследования показывают, что эти люди имеют более высокий риск развития хронических проблем со здоровьем, таких как сердечно-сосудистые заболевания и ожирение, в будущем. Это вероятно связано с физиологическим стрессовым ответом, вызванным постоянной экспозицией насилию, что может привести к долговременным изменениям гормонального фона и функционированию иммунной системы.
— Неконфликтное поведение
— Исследование психологических аспектов семейных отношений через призму сказки Золушка
— Психологические аспекты семи правил здоровых отношений и взаимодействий между взрослыми
— Материнские отношения в терапии
— Раскрытие загадки внутри себя: изучение внутреннего чужака