Психологическая динамика выбора отношений

Психология участвует в формировании наших мыслей, эмоций и поведения. В сфере отношений она определяет наши выборы и взаимодействия с другими людьми.

Теория привязанности и выбор отношений

Теория привязанности утверждает, что ранние впечатления от опекунов формируют наши ожидания и поведение во всех сферах жизни. Люди развивают разные стили привязанности, основанные на их взаимодействиях с основными опекунами в детстве, которые можно классифицировать как безопасный, тревожный-навязчивый, избегающий-отвергающий или боязливый-избегающий (Микулинсер и Шавер, 2016).

Агрессивное поведение Стаса может быть следствием неуверенного стиля привязанности. Его действия могут быть проявлением его беспокойства по поводу отказа или изоляции, что заставляет его атаковать тех, кого он воспринимает как угрозу (Микулинсер и Шавер, 2016). С другой стороны, вежливое и заботливое поведение Паши может отражать безопасный стиль привязанности. Его последовательное поддерживающее поведение может быть выражением его уверенности в поддержании стабильных отношений (Микулинсер и Шавер, 2016).

Роль черт личности

Черты личности также участвуют в выборе отношений и динамике. Большая пятерка модели личности классифицирует людей по пяти широким категориям: открытость переживаниям, добросовестность, экстраверсия, дружелюбие и невротизм (Коста и МакРи, 1992).

Агрессивное поведение Стаса может быть связано с высоким уровнем невротизма. Люди с повышенным невротизмом испытывают отрицательные эмоции более интенсивно и подвержены перепадам настроения (Коста и МакРи, 1992). Это может объяснить агрессию Стаса, когда он чувствует себя угрожаемым или неуверенным. С другой стороны, вежливое и заботливое поведение Паши может быть связано с высоким уровнем дружелюбия. Дружелюбные люди стремятся к гармонии и сотрудничеству в отношениях (Коста и МакРи, 1992).

Влияние теории социального обучения

Теория социального обучения предполагает, что люди учатся поведению через наблюдение и подражание другим (Бандура, 1977). Этот процесс особенно важен для динамики отношений, поскольку люди могут копировать свое поведение с важными людьми в своей жизни.

Агрессивное поведение Стаса может быть результатом наблюдения аналогичных моделей от его родителей или других влиятельных людей во время детства. В противоположность этому, вежливое и заботливое поведение Паши могло сформироваться под влиянием положительных примеров и убеждений о своей способности поддерживать здоровые отношения (Бандура, 1977).

Влияние когнитивных процессов на выбор отношений

Когнитивные процессы участвуют в выборе отношений. Когнитивно-поведенческая модель предполагает, что наши мысли и убеждения влияют на наши эмоции и поведение (Бек, 2011). Эта концепция может помочь объяснить противоречивую динамику между Стасом и Пашей.

Агрессивное поведение Стаса может быть вызвано негативными представлениями о себе или когнитивными искажениями, которые приводят его к мысли, что он недостоин любви или принятия (Бек, 2011). В ответ на это он может атаковать других в качестве защитного механизма. С другой стороны, вежливое и заботливое поведение Паши может быть результатом положительных представлений о себе и убеждений в своей способности поддерживать здоровые отношения (Бек, 2011).

Роль эмоциональной регуляции в динамике отношений

Эмоциональная регуляция относится к процессам, с помощью которых люди влияют на интенсивность, продолжительность и выражение своих эмоций (Гросс, 2007). Это понятие особенно важно при изучении динамики отношений.

Агрессивное поведение Стаса может быть результатом плохих навыков регуляции эмоций. Он может бороться с управлением своими негативными эмоциями, что заставляет его атаковать других в качестве попытки облегчить страдания (Гросс, 2007). В противоположность этому вежливое и заботливое поведение Паши может быть результатом эффективных навыков регуляции эмоций. Он может управлять своими эмоциями конструктивно, что позволяет ему поддерживать гармоничные отношения (Гросс, 2007)..