Психологические аспекты самоопределяемой помощи

Человеческий разум – сложная и запутанная система, которая управляет нашими мыслями, эмоциями и поведением. Он участвует в том, как мы воспринимаем себя и окружающий мир. Одним из аспектов психологии, который привлек значительное внимание, является концепция самоопределяемой помощи или помощи, получаемой только теми, кто хочет ее получить.

Теория самоопределения (ТС)

Одной из самых известных теорий, которая проливает свет на самоопределяемую помощь, является Теория самоопределения (ТС). Разработанная психологами Эдвардом Деци и Ричардом Райаном в 1980-х годах, ТС утверждает, что люди имеют врожденные потребности в автономии, компетентности и связанности. Когда эти потребности удовлетворяются, люди испытывают большую мотивацию и благополучие.

Автономия является ключевым компонентом самоопределяемой помощи, так как она относится к индивидуальному чувству воли или свободы в своих действиях. В этом контексте помощь, получаемая только теми, кто хочет ее получить, соответствует автономии, потому что люди активно выбирают, получать помощь или нет. Это дает им больше контроля над своей жизнью и повышает чувство свободы.

Компетентность – еще один важный аспект ТС, который связан с самоопределяемой помощью. Он относится к человеческой потребности в мастерстве, росте и эффективности в достижении желаемых результатов. Когда помощь получают только те, кто хочет ее получить, люди с большей вероятностью чувствуют себя компетентными, потому что они активно искали поддержку, необходимую для достижения своих целей.

Связанность относится к нашему врожденному желанию общаться на значимой основе и ощущать чувство принадлежности. В контексте самоопределяемой помощи помощь, получаемая только теми, кто хочет ее получить, может способствовать более прочным отношениям, потому что люди с большей вероятностью обращаются за поддержкой к тем, кому они доверяют и с которыми чувствуют связь.

Теория когнитивной оценки (ТКО)

Другая психологическая точка зрения, которая проливает свет на феномен самоопределяемой помощи, – это теория когнитивной оценки (ТКО). Разработанная Деци, Райаном и Ричардом Коэстнером в 1985 году, эта теория фокусируется на том, как внешние факторы влияют на внутреннюю мотивацию.

Согласно ТКО, когда люди получают помощь только по собственной инициативе, их чувство автономии сохраняется или даже усиливается. Это сохранение автономии может привести к большей внутренней мотивации и вовлеченности в задачу, так как люди чувствуют, что действуют на основе собственных решений, а не под воздействием внешних факторов.

Кроме того, ТКО утверждает, что когда помощь получается только по собственной инициативе, она воспринимается как информационная или поддерживающая компетентность. Это может еще больше повысить внутреннюю мотивацию и вовлеченность в задачу, так как люди чувствуют себя более способными и уверенными в своих силах для достижения желаемых результатов.

Теория социального когнитивного обучения (ТСКО)

Теория социального когнитивного обучения (ТСКО), разработанная психологом Альбертом Бандурой, дает другой взгляд на самоопределяемую помощь. ТСКО подчеркивает роль наблюдательного обучения, социальной моделирования и взаимной детерминации в формировании человеческого поведения.

В контексте помощи, получаемой только по собственной инициативе, ТСКО предполагает, что люди с большей вероятностью обратятся за поддержкой к другим людям, когда они наблюдают, как другие успешно ей пользуются. Это происходит потому, что наблюдение других людей, получающих помощь, может служить мощным источником социального моделирования и обучения эффективным стратегиям для достижения желаемых результатов.

Кроме того, ТСКО утверждает, что самоэффективность участвует в том, обращаются люди за помощью или нет. Когда люди имеют высокую степень самоэффективности, они с большей вероятностью верят в свои способности достичь желаемых результатов и поэтому могут быть менее склонны обращаться за поддержкой, если это не необходимо для достижения этих целей.