Психологические механизмы повторяющихся травмирующих переживаний

Травма – это событие или серия событий, которые перегружают способность человека справляться и вызывают значительный стресс. Она может привести к различным психологическим симптомам, включая тревогу, депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Одним из явлений, часто наблюдаемых среди людей, переживших травму, является склонность повторять или переживать эти события.

Роль памяти в повторном прохождении травмирующих переживаний

Память участвует в нашем понимании и обработке травматических событий. Когда мы переживаем что-то травматичное, оно сохраняется как эпизодическая память – воспоминания, связанные с конкретными ситуациями или обстоятельствами. Эти воспоминания могут быть вызваны ассоциативными стимулами, связанными с исходным событием, что приводит людей к повторному переживанию своих опытов.

Концепция вспышки воспоминаний также играет здесь роль. Воспоминания вспышки – это яркие и подробные воспоминания значимых событий, которые часто связаны с сильными эмоциональными реакциями. Травматические переживания могут создать такие воспоминания, которые могут быть более легко вызваны, чем другие типы эпизодической памяти.

Роль избегания в повторении травмы

Избегание – распространенная форма адаптации для людей, переживших травму. Путем избегания ситуаций или триггеров, которые напоминают им о первоначальном событии, они могут снизить свою тревогу и стресс. Однако это поведение может также привести к повторению травмирующих переживаний в других контекстах.

Например, человек, подвергавшийся издевательствам в школе, мог развить страх социальных взаимодействий и избежать ситуаций, где он может быть критикуем или отвергнут. Взрослыми это избегание может привести к повторению схожих паттернов поведения в новых социальных ситуациях.

Роль выученного беспомощства в повторном прохождении травмы

Выученное беспомощство – это психологический феномен, который возникает, когда человек приходит к убеждению, что он не может изменить свою ситуацию и перестает пытаться ее изменить. Это может произойти в результате повторного воздействия на травмирующие события или ситуаций, где человек чувствует себя беспомощным.

Например, если кто-то пережил несколько случаев жестокого обращения в детстве, он может прийти к убеждению, что не может избежать подобных событий или предотвратить их. Взрослыми это выученное беспомощство может проявляться повторением паттернов поведения, которые приводят к схожим травматическим результатам.

Роль привязанности и ранних отношений

Привязанность, развившаяся в раннем детстве, также может повлиять на вероятность того, что человек повторит свои травмирующие переживания. Безопасная привязанность, характеризуемая доверием и чувством безопасности во взаимоотношениях, может защитить от повторения травмы. В отличие от этого, люди с тревожным или избегающим типом привязанности могут быть более склонны к повторному переживанию своих травм из-за трудностей в формировании безопасных связей с другими людьми.

Например, человек, который испытывал эмоциональное пренебрежение в детстве, может развить избегающий тип привязанности и бояться близких отношений во взрослой жизни. Это могло бы повлечь за собой повторение паттернов поведения, которые приводят к схожим ощущениям отвержения или неприятия.

Роль когнитивной обработки и стратегий преодоления стресса

Когнитивная обработка – это способ, которым мы интерпретируем, оцениваем и даем смысл нашим переживаниям. Люди, пережившие травму, могут развить когнитивные предубеждения, которые влияют на их восприятие подобных ситуаций в будущем. Эти предубеждения могут привести к ожиданию негативного исхода или воспринимать нейтральные события как угрожающие. Это может повысить вероятность повторения травмирующих переживаний.

Стратегии преодоления стресса также играют роль в том, как люди справляются с травмой и ее повторным прохождением. Некоторые люди могут использовать неадекватные способы преодоления стресса, такие как злоупотребление психоактивными веществами или самоповреждение, чтобы справиться со своим дистресом. Другие могут избегать ситуаций, которые могут вызвать у них тревогу и привести к повторению паттернов поведения, которые приводят к схожим результатам.

Роль нейробиологических факторов и систем стрессовой реакции

Нейробиологические факторы также влияют на вероятность того, что человек повторит свои травмирующие переживания. Система стрессовой реакции, включая гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую (ГХН) ось, участвует в том, как мы реагируем на стрессовые ситуации. Когда активирована угрозой или стрессоров, эта система высвобождает гормоны, такие как кортизол и адреналин, которые готовят организм к борьбе или бегству.

Повторяющиеся травмирующие переживания могут привести к хронической активации ГХН оси, что приводит к повышенной чувствительности к стрессовым ситуациям и увеличивает вероятность того, что человек испытает схожие события в будущем. Это явление известно как сенсибилизация к стрессам.

Роль социального обучения и моделирования

Социальное обучение – это теория, которая предполагает, что люди учатся поведению через наблюдение и подражание другим людям в их социальной среде. Если ребенок видит кого-то из своего близкого окружения, который постоянно переживает травму или использует избегающее поведение, он может быть более склонен к тому же поведению в будущем.

Например, ребенок, который наблюдал за родителем, подвергавшимся эмоциональному насилию со стороны партнера, мог бы прийти к выводу, что такое поведение является нормальным и приемлемым в отношениях. Взрослыми это может привести к повторению схожих паттернов поведения в своих собственных отношениях.