Психологические механизмы: «Я могу»
Мозг человека – сложная система, которая может быть подвержена различным факторам, включая внешние раздражители и внутренние процессы. Одним из таких факторов, который, как было показано, оказывает значительное влияние на уверенность в себе, является практика письма с использованием техники Я могу.
Теоретическая основа: теория самоэффективности Альберта Бандуры
Чтобы понять, как практика Я могу влияет на уверенность в себе, необходимо рассмотреть теорию социального когнитивного обучения самоэффективности Альберта Бандуры (Bandura, 1977). Согласно этой теории, люди развивают чувство самоэффективности или веру в свои способности к успеху через четыре основных источника: опыт мастерства, виртуальное обучение, социальные убеждения и физиологические состояния. Практика Я могу фокусируется главным образом на первых двух источниках – опыте мастерства и виртуальном обучении.
Опыт мастерства
Практика Я могу содержит написание людей своих целей или устремлений с использованием фразы Я могу. Этот процесс позволяет им получить ощущение достижения, представляя себе, как они достигают этих целей (Bandura, 1977). Повторяя эту практику и возвращаясь к своим записям, люди создают множество случаев мастерства, которые укрепляют их веру в свои способности.
Виртуальное обучение
Кроме того, практика Я могу также облегчает виртуальное обучение (Bandura, 1977). По мере того как люди пишут и пересматривают свои цели или устремления, они подвергаются форме самомоделирования. Этот процесс позволяет им наблюдать себя в различных ситуациях, что может повысить их уверенность в себе, предоставляя доказательства того, что они обладают необходимыми навыками и способностями для достижения своих целей.
Когнитивные процессы: теория самоаффирмации
Другой психологический механизм, который работает во время практики Я могу – это теория самоаффирмации. Согласно этой теории, люди имеют фундаментальную потребность в сохранении положительного образа себя (Steele, 1988). Практика письма с использованием фразы Я могу служит подтверждением их способностей и потенциала.
Кроме того, эта практика позволяет людям сосредоточиться на своих сильных сторонах и достижениях вместо того, чтобы зацикливаться на прошлых неудачах или недостатках (Steele, 1988). Таким образом, практика Я могу может помочь уменьшить когнитивный диссонанс – состояние психологического напряжения, возникающее тогда, когда люди сталкиваются с несоответствиями между своими убеждениями и действиями.
Нейробиологические механизмы: нейронная пластичность и выброс дофамина
Эффекты практики Я могу на уверенность в себе также можно объяснить с помощью нейробиологических механизмов, таких как нейронная пластичность и выброс дофамина (Kolb & Whishaw, 1998; Schultz, 2006). Нейронная пластичность относится к способности мозга адаптироваться и изменяться в ответ на опыт. По мере того как люди участвуют в практике Я могу, они создают новые нейронные связи, которые укрепляют их веру в свои способности (Kolb & Whishaw, 1998).
Кроме того, этот процесс может привести к выбросу дофамина – нейротрансмиттера, связанного с вознаграждением и мотивацией. По мере того как люди пишут и пересматривают свои цели или устремления с использованием фразы Я могу, они испытывают чувство достижения, которое вызывает выброс дофамина (Schultz, 2006). Это подкрепляет их веру в свои способности и еще больше повышает уверенность в себе.
— Приоритизация и успех в жизни: психологическая точка зрения
— Психологические последствия ухода за взрослыми детьми
— Психологическая динамика современного родительства: финансовая поддержка против эмоциональной связи
— Искусство принятия себя: психологические стратегии и упражнения
— Использование зеркальных нейронов для реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС)