Психологические основы повторяющихся ситуаций

Человек – существо привычек и рутины; мы часто оказываемся вовлеченными в повторяющиеся ситуации, которые кажутся живущими своей собственной жизнью. От мелких повседневных дел до более сложных межличностных динамик, эти шаблоны могут стать глубоко укоренившимися в нашей психике.

Роль формирования привычек

Привычки – это автоматические действия, которые мы выполняем без сознательного размышления, часто как результат повторяющихся действий или переживаний. Формирование привычек уходит корнями в систему вознаграждения мозга; когда действие приводит к положительным результатам, это подкрепляет поведение и поощряет его повторение (Вуд & Нил, 2007). Этот процесс можно наблюдать в различных ситуациях, когда люди оказываются в повторяющихся действиях или поведении, которые ранее приводили к положительным результатам.

Например, представьте студента, который постоянно учится в одно и то же время каждый день, потому что они обнаружили, что это эффективный способ удержания информации. Повторение этого поведения становится укорененным как привычка из-за ее ассоциации с положительными результатами (например, хорошие оценки). Точно так же люди могут оказаться в повторяющихся межличностных конфликтах или отношениях, которые проистекают из раннего опыта и усиления определенного поведения в этих контекстах.

Влияние когнитивных предубеждений

Когнитивные предубеждения – это систематические ошибки в мышлении, которые могут влиять на наше восприятие, суждение и процессы принятия решений (Канеман & Тверски, 1974). Эти предубеждения часто играют роль в повторении ситуаций, формируя то, как мы интерпретируем события или переживания. Например, утвердительный предубеждение приводит людей к поиску информации, которая подтверждает их заранее существующие убеждения, игнорируя противоречивые доказательства (Никкерсон, 1998).

Это когнитивное предубеждение может способствовать повторению ситуаций, подкрепляя существующие шаблоны и не позволяя нам рассматривать альтернативные точки зрения или решения. Например, кто-то, у кого были многократные отказы в романтических отношениях, может развить убеждение, что они нелюбимы, что приводит их к избеганию новых отношений (Боумистер и др., 2003).

Влияние эмоциональной регуляции и механизмов преодоления трудностей

Эмоциональная регуляция – это процессы, с помощью которых люди влияют на свои эмоции, когда они их испытывают, как они переживают и выражают эти эмоции (Гросс & Томпсон, 2007). В ситуациях, когда мы чувствуем себя перегруженными или стрессовыми, наши механизмы преодоления трудностей могут привести нас к повторению знакомых шаблонов, которые обеспечивают контроль и предсказуемость (Гросс & Томпсон, 2007).

Например, человек, испытывающий беспокойство в социальных ситуациях, может постоянно избегать таких ситуаций как способ регулирования своих эмоций и уменьшения стресса. Это повторение может стать настолько укоренившимся, что человеку трудно вырваться из этого шаблона даже тогда, когда появляются возможности для роста или положительных переживаний (Барлоу и др., 2017).

Роль привязанности в повторяющихся отношениях

Теория привязанности предполагает, что ранние взаимодействия с опекунами формируют наши типы привязанности, которые влияют на то, как мы строим и поддерживаем отношения на протяжении всей жизни (Боулби, 1969; Айнсворт и др., 1978). Эти типы привязанности могут способствовать повторению ситуаций в романтических или межличностных контекстах.

Например, люди с тревожно-преодоленной привязанностью могут постоянно искать подтверждения и одобрение от своих партнеров из-за страхов быть брошенными (Микулинцер & Шавер, 1997). Этот шаблон может привести к порочному циклу неуверенности и конфликта, который усиливает повторение подобных ситуаций.

Влияние теории социального обучения

Теория социального обучения предполагает, что люди учатся поведению через наблюдение и подражание другим (Бандура, 1977). Повторение ситуаций может быть влияно процессами социального обучения, поскольку мы наблюдаем и усваиваем действия и реакции окружающих.

Например, дети, которые видят своих родителей участвующими во множественных спорах, могут научиться повторять это поведение в своих собственных отношениях (Бандура и др., 1963). Точно так же люди могут постоянно повторять поведение, которое они наблюдали у предыдущих романтических партнеров или даже принимают поведение из популярных средств массовой информации.

Роль самоэффективности и личной активности

Самоэффективность – это уверенность человека в своих способностях добиться успеха в конкретных ситуациях (Бандура, 1977). Это понятие участвует в повторении ситуаций, так как оно влияет на готовность людей принимать участие в новых задачах или искать новые возможности.

Например, люди с низкой самоэффективностью могут избегать рискованных действий или поисков новых возможностей из-за страха неудачи (Бандура и др., 1982). Это может привести к повторению знакомых ситуаций, где они чувствуют себя более комфортно и уверенно.