Психологические основы преступного поведения: анализ
Преступность как многогранное явление влекло исследователей на протяжении веков. Ее корни можно проследить до древних цивилизаций, где были установлены первые правовые кодексы для решения вопросов преступного поведения. Сегодня психология участвует в понимании и объяснении того, почему люди совершают преступления.
Ранние теории о причинах преступности
Изучение причин преступности развивалось с течением времени с появлением различных теорий, каждая из которых предлагает уникальные идеи о сложной природе человеческого поведения. Ранние криминологи, такие как Чезаре Ломброзо и Энрико Ферри, выдвинули биологические объяснения преступности, предполагая, что преступники рождаются, а не становятся таковыми. В противоположность этому психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда подчеркивала бессознательные мотивы и детские переживания в формировании индивидуальной склонности к совершению преступлений.
Теория социального научения
Теория социального научения Альберта Бандуры подразумевает, что преступное поведение приобретается через наблюдение, подражание и поощрение в окружающей среде. Эта точка зрения подчеркивает роль семьи, сверстников, СМИ и других влиятельных факторов в формировании склонности человека к преступлениям.
Теория напряжения
Теория напряжения Роберта Мертона предполагает, что социальные давления могут привести людей к совершению преступлений как средства достижения своих целей в случаях, когда законные возможности ограничены или блокированы. Эта точка зрения подчеркивает роль социальных структур и культурных ценностей в формировании преступного поведения.
Личностные черты и преступность
Исследования показали, что определенные личностные черты, такие как импульсивность, низкий уровень самоконтроля и агрессия, могут предрасполагать людей к совершению преступлений. Пятифакторная модель (FFM) личности дает представление о том, как эти черты взаимодействуют с факторами окружающей среды при формировании индивидуальной склонности к преступлениям.
Нейробиологические факторы
Новые достижения в области нейронауки проливают свет на нейробиологические основы преступного поведения, включая генетические предрасположенности и нарушения мозга, которые могут способствовать импульсивности, агрессии или плохому принятию решений. Исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) выявили различия в мозговой активности между преступниками и непреступниками во время задач, связанных с нравственным рассуждением или оценкой риска.
Экологические факторы
Окружающая среда участвует в формировании индивидуальной склонности к преступлениям, причем такие факторы, как бедность, семейные расстройства, контакт с насилием и отсутствие образовательных возможностей, способствуют развитию преступного поведения. Предложенная Эдвином Сазерлендом концепция дифференциальной ассоциации подчеркивает то, как люди учатся преступному поведению в процессе взаимодействий с социальной средой.
Психопатия и антисоциальное расстройство личности
Люди с психопатическими чертами или антисоциальным расстройством личности (АРЛ) чаще совершают преступления из-за отсутствия эмпатии, раскаяния или заботы о других. Эти люди часто демонстрируют манипулятивное и обманное поведение, служащие их собственным интересам в ущерб другим.
Когнитивные факторы
Когнитивные факторы, такие как стиль интерпретации событий (как человек интерпретирует происходящее) и когнитивные искажения (искажения или предубеждения в мышлении), могут повлиять на склонность человека к совершению преступлений. Например, люди с враждебным стилем интерпретации событий могут воспринимать действия других как угрожающие или агрессивные, что заставляет их отвечать защитительно и потенциально насильственно.
— Психологические аспекты обучения для фараона и официальной мудрости в древнеегипетском искусстве
— Сложное взаимодействие между сексуальным удовлетворением, верностью и неверностью в отношениях
— Translation in progress. Психологическая динамика и стратегии выживания на детских площадках
— Тревога – как с ней справиться
— Исследование глубин смыслообразования: психологическая точка зрения