Психологические основы самоповреждения: стресс, групповая динамика и патология личности
Самоповреждение – это сложное явление, наблюдаемое в различных культурах и возрастных группах. Оно содержит преднамеренные повреждения или ущерб собственному телу без суицидальных намерений. Причины самоповреждения многогранны, а три основных фактора, определенных в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), – это стресс, групповая динамика и патология личности.
Стресс как причина самоповреждения
Связь между стрессом и самоповреждением хорошо задокументирована, и многочисленные исследования показывают, что люди, испытывающие высокий уровень стресса, с большей вероятностью будут участвовать в повреждающих действиях. Стресс можно определить как реакцию организма на любой вызов или проблему, которая может возникнуть из различных источников, таких как давление на работе, отношения, финансовые трудности и академические требования.
Физиологические эффекты стресса на организм человека хорошо задокументированы, с повышенным уровнем кортизола (гормона, вырабатываемого в ответ на стресс) приводящим к ряду физических симптомов, включая головные боли, мышечное напряжение, усталость и расстройства сна. Психологически хронический стресс может привести к чувству тревоги, депрессии, раздражительности и трудностям с концентрацией внимания или принятием решений.
Самоповреждение как способ справиться со стрессом считается облегчением временных негативных эмоций за счет высвобождения эндорфинов (естественных болеутоляющих веществ) в мозге, которые производят ощущение спокойствия и благополучия. Этот выброс также может служить каналом для сдерживания гнева или разочарования, предоставляя людям возможность выразить свое недовольство.
Групповая динамика и самоповреждение
Влияние групповой динамики на самоповреждение – еще один важный аспект для рассмотрения. Люди по своей природе являются социальными существами, которые стремятся к принятию и принадлежности в группах. Это потребность в аффилиации может привести к принятию поведения, которое соответствует нормам или ожиданиям определенной группы, включая самоповреждение.
В некоторых случаях люди могут заниматься самоповреждением как средством получения внимания или признания со стороны своих сверстников. Например, подростки, являющиеся частью субкультуры, где самоповреждающее поведение считается модным или трендовым, могут быть более склонными к принятию этого поведения сами.
Кроме того, групповая динамика может также играть роль в развитии и поддержании поведения самоповреждения через теорию социального обучения. Этот взгляд предполагает, что люди учатся новым действиям, наблюдая других в своей среде, особенно тех, кто считается авторитетными или влиятельными фигурами. Если человек видит кого-то, кого они уважают, занимающегося самоповреждением, они могут быть более склонны принять это поведение сами.
Патология личности и самоповреждение
Последний аспект критериев DSM-5 для самоповреждения – патология личности. Личностные расстройства характеризуются устойчивыми моделями мышления, чувств и поведения, которые отклоняются от культурных ожиданий и вызывают значительный дистресс или нарушение функционирования. Люди с определенными расстройствами личности могут быть более склонны к самоповреждению из-за своих внутренних психологических проблем.
Например, пограничное расстройство личности (БРЛ) часто связывают с повышенной вероятностью самоповреждающего поведения. Это состояние характеризуется нестабильностью настроений, поведения и отношений, а также интенсивным страхом отвержения или неприятия. Самоповреждение может служить средством регулирования эмоций или выражать чувства, которые им трудно выразить словами.
Также расстройство narcisstic personality (НПР) – еще одно состояние, связанное с самоповреждением. Люди с НПР часто имеют завышенную самооценку и глубокое желание восхищения со стороны других. Самоповреждение может использоваться как средство привлечения внимания или симпатии, укрепляя их воспринимаемый статус среди социальных групп.
— Разрушение влияния неблагополучной родительской семьи на психику ребенка
— Психологическая перспектива личного чувства принадлежности
— Психологические границы прошлого и будущего