Психологический анализ сказки «Лягушка» как терапевтического сюжета

«Лягушка» – это терапевтическая сказка, которая исследует психологические аспекты маленькой девочки, которая борется с неуклюжестью и зависимостью от родителей.

Характерные черты маленькой девочки

В сказке «Лягушка» маленькая девочка изображена как неуклюжая, но любимая своими родителями. Ее зависимость от них происходит из-за недостатка уверенности в себе и чрезмерной зависимости от их поддержки. Это поведение можно объяснить с помощью различных психологических теорий, таких как теория привязанности и самоэффективности.

Теория привязанности

Согласно теории привязанности, качество ранних отношений между детьми и их опекунами существенно влияет на их эмоции, поведение и социальные взаимодействия в дальнейшей жизни (Бовлби, 1969). Сильный узел привязанности маленькой девочки с ее родителями привел к анксиозно-амбивалентному стилю привязанности. Она испытывает беспокойство, когда их разлучают и становится чрезмерно зависимой от их присутствия для эмоциональной безопасности.

Теория самоэффективности

Понятие самоэффективности, введенное Альбертом Бандурой (1977), означает убежденность человека в своей способности преуспеть или выполнить задачи. Низкая самоэффективность маленькой девочки объясняется ее неуклюжестью и зависимостью; она сомневается в своих способностях и полагается на других для поддержки.

«Лягушка» как терапевтический инструмент

«Лягушка» служит терапевтическим инструментом, который помогает маленькой девочке преодолеть свои трудности, давая возможность для роста, обучения и самопознания. Элементы сказки тщательно разработаны, чтобы обратиться к конкретным психологическим аспектам главной героини:

1. Отождествление с лягушкой

Лягушка в сказке представляет собой символическое отображение самой маленькой девочки. Путем отождествления себя с лягушкой она может исследовать свои собственные эмоции и переживания через ее путешествие (Германс & Германс-Конингс, 2010). Этот процесс позволяет ей развивать самосознание и личностный рост, поскольку она учится преодолевать трудности вместе с лягушкой.

2. Когнитивно-поведенческие методы

Сказка содержит когнитивно-поведенческие методы, которые помогают маленькой девочке оспаривать свои негативные мысли и убеждения о себе (Бек, 1976). Взаимодействуя с другими персонажами в мире сказки, она учится переосмыслить свою точку зрения на неуклюжесть и зависимость. Этот процесс помогает развивать самоэффективность, демонстрируя, что она может преодолевать трудности независимо.

3. Терапия экспозиции

Терапия экспозиции – это психологический метод, используемый для того, чтобы помочь людям противостоять своим страхам или тревогам в контролируемой среде (Волпе, 1958). Путешествие маленькой девочки с лягушкой подвергает ее ситуациям, которые требуют независимости и навыков решения проблем. Этот экспозиционный опыт помогает уменьшить ее зависимость от других людей для поддержки по мере того, как она приобретает уверенность в своих силах благодаря успешному опыту.

4. Психотерапия через игру

Психотерапия через игру – это психологический подход, используемый для того, чтобы помочь детям выражать свои эмоции, мысли и чувства в безопасной среде (Ландрет & Брэттон, 1987). Сказочный мир «Лягушки» предоставляет воображаемую игровую площадку для маленькой девочки, чтобы исследовать свои страхи и неуверенность. Взаимодействуя с другими персонажами в этом мире, она может изучить новые способы преодоления трудностей и развития более сильной самоэффективности.