Психологический анализ сказки «Лягушка» как терапевтического сюжета
«Лягушка» – это терапевтическая сказка, которая исследует психологические аспекты маленькой девочки, которая борется с неуклюжестью и зависимостью от родителей.
Характерные черты маленькой девочки
В сказке «Лягушка» маленькая девочка изображена как неуклюжая, но любимая своими родителями. Ее зависимость от них происходит из-за недостатка уверенности в себе и чрезмерной зависимости от их поддержки. Это поведение можно объяснить с помощью различных психологических теорий, таких как теория привязанности и самоэффективности.
Теория привязанности
Согласно теории привязанности, качество ранних отношений между детьми и их опекунами существенно влияет на их эмоции, поведение и социальные взаимодействия в дальнейшей жизни (Бовлби, 1969). Сильный узел привязанности маленькой девочки с ее родителями привел к анксиозно-амбивалентному стилю привязанности. Она испытывает беспокойство, когда их разлучают и становится чрезмерно зависимой от их присутствия для эмоциональной безопасности.
Теория самоэффективности
Понятие самоэффективности, введенное Альбертом Бандурой (1977), означает убежденность человека в своей способности преуспеть или выполнить задачи. Низкая самоэффективность маленькой девочки объясняется ее неуклюжестью и зависимостью; она сомневается в своих способностях и полагается на других для поддержки.
«Лягушка» как терапевтический инструмент
«Лягушка» служит терапевтическим инструментом, который помогает маленькой девочке преодолеть свои трудности, давая возможность для роста, обучения и самопознания. Элементы сказки тщательно разработаны, чтобы обратиться к конкретным психологическим аспектам главной героини:
1. Отождествление с лягушкой
Лягушка в сказке представляет собой символическое отображение самой маленькой девочки. Путем отождествления себя с лягушкой она может исследовать свои собственные эмоции и переживания через ее путешествие (Германс & Германс-Конингс, 2010). Этот процесс позволяет ей развивать самосознание и личностный рост, поскольку она учится преодолевать трудности вместе с лягушкой.
2. Когнитивно-поведенческие методы
Сказка содержит когнитивно-поведенческие методы, которые помогают маленькой девочке оспаривать свои негативные мысли и убеждения о себе (Бек, 1976). Взаимодействуя с другими персонажами в мире сказки, она учится переосмыслить свою точку зрения на неуклюжесть и зависимость. Этот процесс помогает развивать самоэффективность, демонстрируя, что она может преодолевать трудности независимо.
3. Терапия экспозиции
Терапия экспозиции – это психологический метод, используемый для того, чтобы помочь людям противостоять своим страхам или тревогам в контролируемой среде (Волпе, 1958). Путешествие маленькой девочки с лягушкой подвергает ее ситуациям, которые требуют независимости и навыков решения проблем. Этот экспозиционный опыт помогает уменьшить ее зависимость от других людей для поддержки по мере того, как она приобретает уверенность в своих силах благодаря успешному опыту.
4. Психотерапия через игру
Психотерапия через игру – это психологический подход, используемый для того, чтобы помочь детям выражать свои эмоции, мысли и чувства в безопасной среде (Ландрет & Брэттон, 1987). Сказочный мир «Лягушки» предоставляет воображаемую игровую площадку для маленькой девочки, чтобы исследовать свои страхи и неуверенность. Взаимодействуя с другими персонажами в этом мире, она может изучить новые способы преодоления трудностей и развития более сильной самоэффективности.
— Освещение теней: исследование положительных психологических аспектов темных явлений
— Динамика онлайн-отношений: психологическая точка зрения
— Психология тревоги и ее влияние на системы убеждений