Родительский гнев
Родительское гнев – явление, с которым сталкивается множество детей, было предметом многочисленных психологических исследований и теорий.
Роль теории привязанности в родительском гневе
Теория привязанности является общепринятой концепцией, которая объясняет эмоции и поведение людей в близких отношениях. Согласно теории привязанности, раннее взаимодействие с опекунами формируют у человека ожидания от будущих отношений (Боулби, 1969). Небезопасные привязанности могут привести к трудностям в общении между родителями и детьми, что может привести к родительскому гневу.
В контексте теории привязанности ребенок с тревожным-преоoccupied типом привязанности может испытывать повышенный уровень беспокойства во время взаимодействия со своими родителями из-за опасений по поводу отвержения или бросания (Микулинсер и Шавер, 2016). Это может привести к слишком резким реакциям и недопониманию, которые могут спровоцировать родительское гнев.
Родительское гнев как форма контроля
Другая точка зрения на родительское гнев – концепция контроля в семейных отношениях. Согласно этой точке зрения, родители, которые чувствуют угрозу независимости или автономии ребенка могут прибегнуть к гневу как средству возврата контроля над ситуацией (Баумринд, 1967). Это может проявляться различными способами, такими как установление строгих правил и наказаний за предполагаемое неповиновение.
Роль родительских ожиданий и самооценки
Ожидания родителей участвуют в развитии родительского гнева. Когда родители имеют высокие ожидания от поведения или достижений ребенка, они могут разочароваться, когда эти ожидания не выполняются (Баумринд, 1967). Это может привести к чувству разочарования и гнева по отношению к ребенку.
Кроме того, самооценка родителей может влиять на то, как они реагируют на поведение своего ребенка. Родители с низкой самооценкой могут быть более склонны испытывать раздражение или гнев при столкновении с трудностями в воспитании своих детей (Баумринд, 1967).
Влияние стилей родительского воспитания на общение и гнев
Стили родительского воспитания также могут повлиять на общение между родителями и детьми. Авторитарное воспитание характеризуется строгими правилами и высокими ожиданиями от послушания, что может привести к увеличению случаев родительского гнева (Баумринд, 1967). В отличие от этого, авторитетное воспитание подчеркивает открытое общение и взаимное уважение, что приводит к меньшему количеству случаев родительского гнева.
Роль культурных факторов в родительском гневе
Культурные факторы также могут играть роль в развитии родительского гнева. Например, некоторые культуры придают большее значение послушанию и соответствию общественным нормам (Чао и Цзэн, 2002). В этих контекстах родители могут быть более склонны испытывать раздражение или гнев, когда их дети не придерживаются культурных ожиданий.
Стратегии для улучшения общения и сокращения родительского гнева
Улучшение общения между родителями и детьми может помочь снизить количество случаев родительского гнева. Некоторые стратегии содержат:
- Активное слушание: Поощрение открытого диалога, где обе стороны чувствуют себя услышанными и понятыми (Готтман, 2015).
- Установление четких ожиданий: Формирование границ и правил, которые соответствуют возрасту ребенка, могут помочь предотвратить недопонимания и разочарования (Баумринд, 1967).
- Эмоциональная регуляция: Обучение детей эмотивной речи для эффективного выражения своих чувств может предотвратить недопонимание и раздражение (Готтман и ДеКлер, 2014).
- Упражнения на развитие эмпатии: Поощрение родителей к тому, чтобы представить себя на месте ребенка, может помочь им понять причины определенного поведения или действий (Эйзенберг и др., 2006).
- Семейная терапия: Участие в семейной терапии с квалифицированным специалистом может обеспечить понимание глубинных проблем и способствовать улучшению общения между родителями и детьми (Уолдрон, 2014)..
— Психологическая динамика правильного реагирования на критику
— Психологическая битва с мрачностью: стратегии преодоления негативных мыслительных шаблонов
— Психологические основы оптимизма в обучении
— Динамика молчания после разрыва отношений у женщин
— Добавить свой отзыв