Сложность и нюансы самооценки в психологии
Самооценка, термин, часто используемый как синоним уверенности в себе или собственного достоинства, является частью психологического благополучия. Она относится к общей оценке, которую люди имеют о себе, охватывая их верования и чувства относительно своих способностей, ценности и достоинства (Боумэстер и др., 2003). Несмотря на ее значимость в формировании психического здоровья человека, самооценка является многогранной конструкцией с различными лежащими в основе факторами, которые влияют на нее.
Теоретические взгляды на самооценку
Самооценка была предметом интереса для многих теоретических взглядов в психологии. Теория социального сравнения, предложенная Леоном Фестингером в 1954 году, утверждает, что люди оценивают себя на основе сравнений с другими людьми (Фестингер, 1984). Этот процесс может либо повысить, либо понизить самооценку в зависимости от результатов таких сравнений. Теория диссонанса между идеальным и реальными я, а также их долженствованиями, предложенная Хиггинсом и др. (1987), предполагает, что расхождения между фактическим и идеальным «я» человека, а также его долженствованием, способствуют колебаниям в самооценке.
Кроме того, теория когнитивной оценки, предложенная Деси и Райаном (1985), подчеркивает роль воспринимаемой компетентности и автономии в формировании чувства собственного достоинства человека. Согласно этой точке зрения, люди с более высокой степенью воспринимаемой компетентности и автономии с большей вероятностью испытывают более высокую самооценку.
Роль самооценки в психологическом благополучии
Самооценка участвует в психологическом благополучии человека, поскольку она влияет на различные аспекты его жизни, включая его эмоции, мысли и поведение (Боумэстер и др., 2003). Высокая самооценка связана с положительными результатами, такими как большее счастье, лучше психическое здоровье и улучшенные навыки преодоления трудностей. Напротив, низкая самооценка была связана с негативными психологическими состояниями, такими как депрессия, тревожность и чувство собственной неполноценности (Боумэстер и др., 2003).
Бесполезность повышения самооценки: критический анализ
Несмотря на очевидные преимущества, связанные с высокой самооценкой, некоторые утверждают, что повышение ее не имеет смысла. Этот взгляд основан на нескольких факторах, включая переходную природу самооценки и ее восприимчивость к внешним влияниям (Боумэстер и др., 2003). Кроме того, люди с раздутыми или нереалистично высокими уровнями самооценки могут испытывать негативные последствия, такие как нарциссизм, высокомерие и неспособность эффективно справляться со критикой.
Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что связь между самооценкой и счастьем является скорее корреляционной, чем причинной (Боумэстер и др., 2003). Другими словами, высокая самооценка может быть следствием положительного жизненного опыта или эмоций, а не его причиной.
Стратегии повышения самооценки: психологический подход
Несмотря на потенциальные сложности, связанные с повышением собственного достоинства, существуют несколько научно обоснованных стратегий, которые люди могут использовать для эффективного укрепления своего чувства собственного достоинства. К ним относятся когнитивные методы перестройки, направленные на оспаривание и изменение негативных верований о себе (Бек и др., 1979), а также поведенческие вмешательства, такие как участие в действиях, которые способствуют чувствам компетентности и мастерства (Бандура, 1986).
Кроме того, социальная поддержка со стороны значимых других участвует в укреплении самооценки. Исследование Коллинз и Стейнберга (1993) показывает, что люди с безопасными стилями привязанности более вероятно испытывают высокую самооценку из-за наличия отзывчивых и поддерживающих опекунов во время детства.
— Психологические аспекты самоопределяемой помощи
— Понимание невротических расстройств в психологии взрослых
— Психологические аспекты любви к себе через позитивное мышление