Влияние детских переживаний на взрослые модели любви

То, как люди любят и формируют отношения во взрослой жизни, может быть значительно влияно их детскими переживаниями. Хотя это правда, что ранние жизненные события играют решающую роль в формировании эмоций, поведения и систем убеждений человека, существуют более глубокие слои психики.

Ранние стили привязанности

Теория привязанности постулирует, что ранние взаимодействия с основными опекунами формируют у человека стиль привязанности, который, в свою очередь, влияет на его подход к отношениям и интимности на протяжении всей жизни (Боулби, 1969). Безопасные привязанности формируются, когда ребенок испытывает последовательную отзывчивость со стороны опекунов. В противоположность этому непоследовательное или безучастное воспитание может привести к тревожно-навязчивым или избегающим стилям привязанности во взрослой жизни.

Например, люди с тревожно-навязчивой привязанностью могут проявлять зависимое и привязанное поведение в отношениях из-за страха одиночества (Микулинсер & Шавер, 1989). С другой стороны, люди с избегающими стилями привязанности могут бороться с интимностью и эмоциональной близостью, так как они научились в раннем возрасте, что самостоятельность необходима для выживания.

Роль детских травм

Детские травмы также могут оказывать глубокое влияние на взрослые модели любви. Аце (ACE) – пережитые в детстве такие события, как жестокое обращение, пренебрежение или родительский конфликт связаны с повышенным риском психических расстройств и трудностей в формировании безопасных привязанностей позже в жизни (Феллити и др., 2010).

Например, люди, пережившие эмоциональную травму, могут бороться с полным доверием к другим людям, что приводит их к избеганию интимности или чрезмерной зависимости от партнеров. С другой стороны, те, кто подвергся физическому насилию, могут развить страх уязвимости и поэтому им трудно открыто выражать любовь (Херман и др., 2017).

Влияние родительско-детских отношений

Отношения между родителями и детьми также формируют взрослые модели любви через повторение поведения, убеждения о собственной значимости и ожидания интимности. Например, дети, которые наблюдали за своими родителями, участвующими в любящих, поддерживающих отношениях, могут усвоить эти переживания как нормативный стандарт для здоровых отношений (Кернберг, 1975).

Напротив, люди, выросшие с эмоционально отчужденными или критическими опекунами, могут бороться с самооценкой и страхом отвержения. Это может проявляться в взрослых моделях любви, характеризующихся постоянной необходимостью подтверждения со стороны партнеров или трудностью открыто выражать любовь (Боулби, 1969).

Влияние ранних переживаний на самосознание

Ранние переживания также вносят свой вклад в развитие собственного представления человека о себе и систему убеждений об отношениях. Например, дети, которые получали последовательное подтверждение со стороны опекунов, могут развить положительную самооценку, которая позволяет им участвовать в здоровых отношениях, характеризующихся взаимным уважением и открытым общением (Роджерс, 1959).

Напротив, те, кто вырос с непоследовательными или условными формами любви, могут бороться с чувством собственной неполноценности и страхом отвержения. Это может привести к взрослым моделям любви, характеризующимся конфликтами или избеганием интимности (Боулби, 1969).

Роль раннего опыта в эмоциональной регуляции

Ранний опыт также участвует в развитии навыков эмоциональной регуляции. Дети, которые учатся эффективно управлять своими эмоциями благодаря поддерживающим отношениям с опекунами, более вероятно, будут иметь здоровые способы преодоления трудностей в отношениях (Готтман & Сильвер, 1994).

Напротив, те, кто вырос в эмоционально нестабильных условиях, могут бороться с регуляцией своих собственных эмоций и отвечать соответствующим образом на потребности других. Это может приводить к взрослым моделям любви, характеризующихся конфликтами или избеганием интимности (Готтман & Сильвер, 1994).