Влияние материнских отношений на психологическое развитие

Отношения между родителями и их детьми являются одним из наиболее значимых факторов, формирующих психологическое развитие человека.

Типы привязанности

Понятие теории привязанности было впервые введено Джоном Боулби (1969), который предположил, что ранние отношения с опекунами играют решающую роль в формировании эмоционального развития человека и будущих межличностных отношений. Согласно этой теории, качество привязанности, сформированной во время младенчества, можно классифицировать по четырем основным стилям: безопасный, тревожно-навязчивый, избегающий и опасающийся (Микулинсер & Шавер, 2016).

Люди с безопасной привязанностью обычно имеют положительное отношение к себе и другим. Они комфортно чувствуют себя в интимных и независимых ситуациях, что позволяет им формировать здоровые отношения на протяжении всей жизни. В отличие от них, люди с тревожно-навязчивым стилем привязанности могут испытывать беспокойство по поводу того, что их мамы бросят или отвергнут (Микулинсер & Шавер, 2016). Это может привести к непрерывной необходимости в утешении и подтверждении со стороны других.

Избегающие люди часто имеют избегающий стиль привязанности, характеризуемый эмоциональным отчуждением и самостоятельностью. Они могут бороться с интимными отношениями, но не обязательно боятся их (Микулинсер & Шавер, 2016). Люди со страхом-избегающим стилем привязанности испытывают комбинацию тревожных и избегающих тенденций в связи с непоследовательным уходом за ними во время их раннего детства (Микулинсер & Шавер, 2016).

Стили воспитания

Стиль материнского воспитания также может оказать значимое влияние на психологическое развитие человека. Баумринд (1971) выделил три основных типа стилей воспитания: авторитетный, авторитарный и свободолюбивый. Авторитетные материнские отношения теплые и уважительные, они ставят четкие ожидания, но позволяют открыто общаться (Баумринд, 1971). Это стиль связан с положительными результатами, такими как высокая самооценка, социальная компетентность и успеваемость в учебе (Баумринд, 1971).

Материнские отношения авторитарного типа обычно строгие и требовательные, часто используя наказание вместо рассуждений для обеспечения соблюдения правил. Дети, воспитанные авторитарными матерями, могут развить чувство страха или беспокойства по поводу ожиданий матери (Баумринд, 1971). Свободолюбивые материнские отношения теплые и ласковые, но отсутствует последовательная дисциплина. Это может привести к детям, которые борются с самоконтролем и ответственностью (Баумринд, 1971).

Модели общения

Эффективное общение между матерью и ребенком имеет важное значение для здорового психологического развития. По мнению Готтмана (2015), качество материнского общения существенно влияет на эмоциональный интеллект, социальные навыки и общее благополучие человека. Матери, которые участвуют в открытых, честных и эмпатических беседах с детьми, формируют чувство безопасности и доверия, что может положительно повлиять на психологическое развитие ребенка (Готтман, 2015).

В противоположность этому, матери, которые общаются через критику или пренебрежение, могут способствовать появлению чувства низкой самооценки, беспокойства или депрессии у своих детей. То, как мать общается со своим ребенком, также может повлиять на стиль общения и способность человека формировать здоровые отношения в будущем (Готтман, 2015)..