Внимание и изменения поведения: эффект Хоторна

Эффект Хоторна, названный в честь промышленного исследования, проведенного на Hawthorne Works компании Western Electric в Чикаго в 1920-х и 1930-х годах, является явлением, которое удивляло психологов на протяжении десятилетий. Это понятие из социальной психологии описывает то, как люди меняют свое поведение, когда они осознают, что их наблюдают или обращают на них внимание другие. Эффект Хоторна предполагает, что люди склонны лучше работать или изменять свое поведение в ответ на воспринимаемый интерес и внимание к ним, а не из-за каких-либо конкретных изменений в их окружающей среде или условиях.

Происхождение и исторический контекст

Исследования Хоторна были первоначально проведены для изучения того, как различные производственные условия влияют на производительность работников на фабрике Hawthorne Works компании Western Electric в Чикаго. Исследователи обнаружили, что производительность рабочих улучшалась, когда они получали внимание от исследовательской группы, независимо от изменений, внесенных в их условия труда, таких как освещение или перерывы. Это привело к выявлению того, что сейчас известно как эффект Хоторна: изменение поведения, возникающее в результате осознания наблюдения и интереса со стороны других людей.

Теоретические основы

Многие теоретические рамки были предложены для объяснения механизмов, лежащих в основе эффекта Хоторна, включая теорию социальной стимуляции, теорию самопрезентации и когнитивную оценочную теорию. Теория социальной стимуляции предполагает, что люди лучше работают, когда они осознают наблюдение других из-за повышенного возбуждения и мотивации. Теория самопрезентации предполагает, что люди меняют свое поведение в ответ на воспринимаемый интерес со стороны наблюдателей как способ представления себя положительно или благоприятно. Когнитивная оценочная теория подчеркивает, как внимание со стороны наблюдателя может усилить чувство автономии, компетентности и принадлежности человека к группе, что приводит к повышению внутренней мотивации.

Эмпирические данные

Многочисленные исследования предоставили эмпирическое подтверждение эффекту Хоторна в различных контекстах. Например, исследование Бонда и соавт. (2014) показало, что студенты, которые были осведомлены о том, что их наблюдают во время экзамена, показывали лучшие результаты по сравнению с теми, кто считал, что они не контролируются. Аналогичным образом исследования в области здравоохранения показали, что пациенты, получающие больше внимания от своих лечащих врачей, имеют более высокие результаты и уровни удовлетворенности по сравнению с теми, кто получает меньшее внимание (Ким и соавт., 2015).

Применения и последствия

Эффект Хоторна имеет значительные последствия для понимания поведения человека в различных областях, включая образование, здравоохранение, рабочие места и социальное взаимодействие. В сфере образования учителя могут использовать эффект Хоторна, предоставляя больше внимания учащимся во время занятий или оценок, что может привести к улучшению академических результатов (Бонд и соавт., 2014). В сфере здравоохранения медицинские работники могут использовать этот концепт для повышения результатов лечения и уровней удовлетворенности пациентов путем увеличения внимания и участия (Ким и соавт., 2015).

В сфере труда менеджеры могут использовать эффект Хоторна, предоставляя сотрудникам больше обратной связи или признания за их усилия, что может привести к повышению производительности и результативности (Ким и соавт., 2015). Кроме того, понимание эффекта Хоторна может помочь людям в социальных ситуациях, когда они чувствуют себя наблюдаемыми или оцениваемыми другими людьми.