Взаимодействие обстоятельств и желаний в психологическом развитии
Психика человека представляет собой сложную сеть желаний, мотиваций и обстоятельств, которые формируют наши мысли, эмоции и действия.
Роль обстоятельств в формировании желаний
Обстоятельства – это внешние факторы окружающей среды, социальные и культурные условия, которые окружают человека в любой момент времени. Они содержат все: от финансовых ресурсов и образовательных возможностей до общественных норм и ожиданий. Эти внешние факторы могут оказывать значительное влияние на наши желания, либо подкрепляя их, либо бросая им вызов.
Например, рассмотрим случай двух людей, которые разделяют общее желание получить высшее образование. Один человек родом из обеспеченной семьи с доступом к качественным ресурсам для обучения, а другой – из семьи со средствами к существованию и финансовыми ограничениями. В этом случае обстоятельства, окружающие каждого человека в процессе воспитания, могут значительно повлиять на их способность осуществить общее желание достичь академических успехов.
Роль желаний в формировании обстоятельств
Желания – это внутренние мотивации, которые определяют наши мысли, эмоции и действия. Они проистекают из сочетания биологических предрасположенностей и приобретенного опыта. Наши желания могут быть под влиянием как внутренних факторов (например, личных интересов или ценностей), так и внешних факторов (например, общественных ожиданий или давления со стороны сверстников).
Например, человек, который всегда был увлечен музыкой, может развить желание стать профессиональным музыкантом. Однако если он вырос в обществе, которое ставит выше ценность на образовательные достижения, чем художественное творчество, его желания могут быть сформированы этими внешними обстоятельствами и привести к тому, что он отдаст предпочтение получению образования перед музыкальными амбициями.
Взаимодействие обстоятельств и желаний
Когда обстоятельства преобладают над желаниями? Ответ лежит в сложном взаимодействии внутренних побуждений и внешних факторов, которые формируют наши мысли, эмоции и действия. Эту динамичную связь можно понять через различные психологические теории и концепции:
-
Теория когнитивного диссонанса: Согласно этой теории, люди испытывают дискомфорт, когда их убеждения или желания несовместимы с их поведением или обстоятельствами. Чтобы уменьшить этот когнитивный диссонанс, они могут изменить свои желания или действия, чтобы привести их в соответствие с преобладающими обстоятельствами. Например, человек, который ценит защиту окружающей среды, но живет в обществе, которое отдает предпочтение экономическому росту перед экологическими проблемами, может испытывать когнитивный диссонанс и в конечном итоге переориентировать свои интересы с защиты окружающей среды на другие цели.
-
Теория социального обучения: Эта теория утверждает, что люди учатся поведению через наблюдение за другими в их социальной среде. Если преобладающие обстоятельства поощряют определенные желания или действия, люди с большей вероятностью примут эти предпочтения как свои собственные. Например, ребенок, который растет в семье, которая уделяет основное внимание учебе, может усвоить эту ценность и отдавать предпочтение образовательным достижениям перед другими занятиями.
-
Теория самодетерминации: Эта теория подчеркивает важность автономии, компетентности и связей в развитии внутренней мотивации. Когда обстоятельства поддерживают эти психологические потребности, люди с большей вероятностью испытывают чувство удовлетворения и удовлетворения от своих желаний. Наоборот, когда внешние факторы подрывают эти потребности, люди могут чувствовать себя вынужденными соответствовать преобладающим обстоятельствам или подавлять свои истинные желания.
-
Теория иерархии потребностей Маслоу: Эта теория предполагает, что мотивация человека определяется иерархической системой потребностей, начиная от базовых физиологических потребностей (например, еда и жилье) до более высокоуровневых психологических потребностей (например, самооценка и самореализация). Когда обстоятельства препятствуют удовлетворению низших уровней потребности, люди с большей вероятностью будут приоритетными для удовлетворения более высоких уровней потребностей. Например, человек, который испытывает нехватку средств к существованию, может сосредоточиться на получении работы вместо того, чтобы заниматься своим хобби или проектом.
-
Теория привязанности: Эта теория предполагает, что ранний опыт взаимодействия с заботливым лицом формирует нашу привязанность и отношения с другими людьми на протяжении всей жизни. Если обстоятельства во время детства были нестабильными или пренебрежительными, люди могут развить привязанный тип привязанности, который ведет их к поиску внешней оценки и подтверждения своих действий. Например, человек с привязанным типом привязанности может сосредоточиться на получении признания от других людей вместо того, чтобы следовать своим собственным желаниям.
— Мотивация в образовании: ее цель и влияние на обучение детей
— Связь между психологией и кишечником: исследование сложных взаимосвязей между психикой и здоровьем пищеварительной системы
— Добавить свой отзыв